Как боролись за трудовые права в России

yurii
Автор статьи:
Выпускающий журналист
Юрий Абашев
61

В России борьба за трудовые права началась несколько запоздало и проходила в сложных условиях экономического раздрая, военно-революционных потрясений и «шоковых терапий» разных политических окрасов. В преддверии Первомая мы проследим историю развития трудового права в нашей стране от крепостного труда на заводах до социально защищённых работников на удалёнке.

Почву для взращивания трудовых прав начали возделывать в правление Петра Великого, с появлением первых промышленных фабрик и заводов. В ту пору основу экономики составлял принудительный труд крепостных, о социальных правах которых не сильно задумывались. Цели и условия были другие, не говоря о возможностях обеспечивать социальную политику. Однако тогда начал формироваться класс промышленных наёмных рабочих, будущий пролетариат. И с этого времени стали формировать привычные нам отношения работодателя и сотрудника.

Правда в те годы контроль над рабочей силой и поддержание дисциплины обеспечивались в основном за счёт полицейских мер, но никак не законов и контролем за их соблюдением.

В первой половине XIX века появились первые ласточки трудового законодательства. В мае 1835 года утверждается Мнение Госсовета «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму» — первый в России документ, регулирующий отношения между фабрикантами и наёмными работниками. Но делалось это скорее в защиту прав промышленников, чем людей труда.

Реформы 1860-х годов (включая отмену крепостного права) ускорили рост промышленности за счёт притока в города бывших крепостных. Однако действующее трудовое законодательство не было готово к новым условиям. Рабочие, включая женщин и детей, трудились по 16–18 часов в сутки за небольшую плату, без выходных и соблюдения мер безопасности. Жизнь в городах для большинства оказалась непростой.  

С конца XIX века протесты рабочих приобрели массовый характер, выражаясь в забастовках, саботаже и столкновениях с властями. Нарастала политическая борьба, а в обществе распространялись социалистические идеи, требовавшие социальных гарантий и ликвидации эксплуататорской прослойки.

В ответ правительство провело ряд реформ, смягчающих трудовые конфликты. В 1882-1903 годах были приняты первые законы, запрещающие труд малолетних, ограничивающие ночную работы для женщин и подростков, вводился 11,5-часовой рабочий день и первые нормы о возмещении вреда на производстве.

 

 

В 1913 году трудовые нормы из отраслевых уставов, например, Горного и Путей сообщения, были объединены в Устав о промышленном труде — первый систематизированный источник трудового права в России. Он закрепил основные институты: договоры, графики работы, охрану труда, и ответственность работодателей за нарушения прав работников.

После свержения монархии в 1917 году началась активная работа по обновлению трудового законодательства. Обновилась власть, при этом значительная её часть находилась под влиянием социалистических партий.  

Временное правительство частично пошло на уступки рабочим. На Петроградских заводах вводился 8-часовой рабочий день без сокращения зарплат, были учреждены фабричные комитеты и примирительные комиссии, устанавливался запрет на штрафы.  

В мае 1917 появилось даже профильное министерство, отвечавшее за охрану труда и разрешение трудовых конфликтов. Появилась комиссия с участием рабочих, предпринимателей и чиновников, по разработке законопроектов по реформированию трудового законодательства.

Однако эти инициативы не отвечали требованиям времени и носили половинчатый характер ввиду проведения их в жизнь в условиях продолжающейся Первой мировой войны. Новым толчком в борьбе рабочих за свои права стала Октябрьская революция, которая привела к власти советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Одними из первых шагов новой советской власти стали Декрет о восьмичасовом рабочем дне, введении оплачиваемого отпуска в 112 дней для рожениц, начинающийся за 8 дней до родов и продолжавшийся ещё 8 недель после. Данная практика в слегка изменённом виде известна нам как декретный отпуск.

 

 

В 1918 году был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ), который установил прогрессивные для того времени нормы труда: социальные гарантии для работников на труд, зарплату и отдых, участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений, полный запрет детского труда.
Однако гражданская война и введение военного коммунизма поставили трудовые преобразования на паузу. В 1920 году правительство дополнило КЗоТ всеобщей трудовой повинностью. Этот акт обязывал граждан, помимо основной работы, участвовать в субботниках и воскресника по заготовке топлива, строительстве, дорожных работах, сборе вторсырья и так далее.
В 1920-е годы, в период Новой экономической политики (НЭП), так называемого «советского капитализма», трудовое право стало более либеральным. Например, допускалось ведение бизнеса и использование наемного труда в частном секторе. С другой стороны, усиливалась роль трудовых и коллективных договоров. Благодаря этому рабочие и руководство «на берегу» обговаривали условия труда.

 

 

С переходом к индустриализации и сворачиванием НЭПа в начале 1930-х годов государство ужесточило контроль над трудовыми отношениями, введя уголовную ответственность за прогулы и вновь прибегнув к системе трудовой мобилизации. Причиной тому были весьма объективные обстоятельства в виде перехода к плановой экономике, которая не сочеталась с расшатанной в 1920-е годы трудовой дисциплиной и разгулом «эпидемии» прогулов.

В годы Великой Отечественной войны всё стало ещё жёстче. Трудовые права граждан пришлось ограничить. Рабочий день увеличился за счёт обязательных сверхурочных работ от одного до трёх часов, отпуска отменили в пользу денежных компенсаций. Всё было поставлено на службу интересов обороны.

 

«Закрученные гайки» начали ослаблять после победы в Великой Отечественной войне. В 1945 году вернулись оплачиваемые отпуска, отменили обязательные сверхурочные и трудовую мобилизацию, упростили процедуру увольнения с предприятий. Однако судебная ответственность за прогулы сохранялась вплоть до 1956 года, когда вопросы дисциплины перешли в зону ответственности руководителей предприятий.

В 1961 году приняли знаковый указ о борьбе с тунеядством. Таковыми считались граждане, кто не был трудоустроен больше четырёх месяцев в году. Исключение давали лишь матерям, инвалидам и другим нетрудоспособным категориям.  

Избегающих работы привлекали к ответственности. Борьба с тунеядством со временем стала даже частью массовой культуры. Таких нарушителей высмеивали в кино, например, в «Операции Ы», или сатирических телевизионных передачах, вроде «Фитиля».  

В одно десятилетие с указом о борьбе с тунеядством появилось ещё одно важное нововведение. В 1967-1968 годах страна осуществила переход на привычную нам пятидневную рабочую неделю.

Однако прогрессивное трудовое законодательство не смогло повлиять на экономику и политику страны, которые со временем пришли в упадок. А исход вы знаете — распад СССР и возврат к рыночной экономике.

Конституция 1993 года закрепила основные принципы трудового законодательства: свободу труда, 40-часовую рабочую неделю, гарантированный отдых, пособия по потере трудоспособности, судебную защиту прав работников.

Эти положения получили развитие в Трудовом кодексе 2001 года, который сохранил лучшие традиции отечественного права, но отказался от устаревшей концепции обязательности труда в пользу добровольного выбора профессии и места работы.

В последние годы российскому трудовому законодательству приходится активно адаптироваться к новым экономическим и социальным реалиям. Одним из ключевых направлений стало оформления дистанционной работы. С 2021 года в ТК РФ закреплены правила удалённого труда, уточняющие права и обязанности сторон. В дальнейшем сформировали чёткие формулировки, в том числе появилось понятие гибридной занятости, с совмещением удалёнки и офисной работы.

По данным Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, которые привёл «Коммерсант», в 2024 году в России на удалённой работе находилось около 1 миллиона человек, что составляет чуть более 1% от общей численности трудоспособного населения. Из них примерно 35-45% работали полностью удалённо, а 55-65% — в гибридном режиме.

Так, за 300 лет российское трудовое законодательство прошло путь от бесправного крепостного труда на заводах до социально защищённых специалистов-удалёнщиков. Путь не был простым, но он пройден. Поэтому этот праздник важен как напоминание о долгой и непростой борьбе за достойные условия труда, о ценности каждого завоеванного права и о необходимости дальнейшего развития трудового законодательства, чтобы каждый работник, будь то у станка или за удаленным компьютером, чувствовал себя защищенным и мог реализовать свой потенциал в полной мере.
 

Другие новости