Хороший сотрудник практически всегда представляет собой гармоничную квинтэссенцию различных навыков — как профессиональных, так и личностных, как направленных во внешний мир, так и связанных с работой над собой. Ранее мы уже рассказывали о двух направлениях навыков: soft skills — способность коммуницировать, работать с информацией и широко мыслить; hard skills — практические профессиональные навыки, например, умение писать программный код или делать ровную кирпичную кладку.
Базой для успешного развития вышеупомянутых умений и познания себя является третья группа навыков — self skills — это умение владеть собой, искать внутреннюю мотивацию, быть продуктивным и устойчивым к стрессу.
Построй себя Человек как существо и организм склонен к лени. Даже если он профессионал и не имеет проблем с коммуникабельностью, эти плюсы могут нивелироваться отсутствием, например, умения и желания организовать свой день или контролировать эмоции, что в перспективе способно помешать профессиональной реализации.
Кроме того, компании все чаще переходят на человекоцентричный подход, где ценность сотрудника определяется не только его профессиональными навыками, но и личностным развитием. Поддержка self skills становится частью корпоративной культуры, помогая сотрудникам сохранять баланс и избегать выгорания.
Так что же можно отнести к «self skills»:
· самодисциплина —распределение сил и энергии, поддержание системности;
· тайм-менеджмент —управление доступным временем, расстановка задач по приоритетам;
· эмоциональный интеллект — управление эмоциями, понимание причин их возникновения;
· work-life баланс — гармония между работой и личной жизнью;
· самомотивация — умение находить внутренние стимулы для решения задач.
«Селф-скилы» важны по целому ряду причин, которые отражают вызовы современного мира. Технологии развиваются с невероятной скоростью, и профессии, которые были востребованы всего десять лет назад, сегодня уже устаревают. В таких условиях ключевым становится не столько обладание конкретными знаниями, сколько способность быстро учиться и адаптироваться.
Кроме того, пандемия коронавируса ускорила переход на удалённый или гибридный формат работы. В таких условиях отсутствие навыков самоорганизации, тайм-менеджмента и умения мотивировать себя грозит снижением мотивации и падением рабочей эффективности.
Непрерывное развитие
Развитие навыков самосовершенствования — это непрерывный процесс. Как мышцы ослабляются без физических нагрузок, так и селф скилы угасают без «тренировок». Важно понимать, что их развитие помогает не только в профессиональной карьере, но и с повседневной жизни.
Для начала нужно обозначить свои слабые стороны и уже отталкиваясь от них начинать работу над собой. Остановимся на каждом из вышеупомянутых навыков по отдельности.
Самомотивация — это внутренний двигатель, который помогает ставить цели и преодолевать трудности, особенно когда внешние стимулы отсутствуют. Поддерживать её на высоком уровне нелегко, особенно в условиях стресса, рутины или после неудач. Главное — найти глубинную причину того, зачем вы делаете то, что делаете. Здесь уже всё индивидуально. Это может быть, например, профессиональный рост, повышение доходов или помощь близким.
Для развития самодисциплины начните с малого: ставьте конкретные, реалистичные цели и разбивайте их на небольшие шаги. Внесите системность в работу. Используйте техники, предусматривающие баланс между трудом и отдыхом, например, «метод помидора» (25 минут работы, 5 минут отдыха) или «90/30» (90 минут работы, 30 минут отдыха). Также можно прибегнуть к «правилу двух минут», когда задачи, выполнение которых требует, условно, пары нажатий по клавишам, выполняются в первую очередь.
Развитие тайм-менеджмента также подразумевает системность. Начните с анализа своего текущего распорядка: определите, на что уходит больше всего времени, выявите «пожирателей времени» (соцсети, бесцельный серфинг в интернете, долгие разговоры, перекуры). Затем составьте список задач на день, неделю или месяц, распределив их по приоритетности: важности и срочности.
С эмоциональным интеллектом немного сложнее. Не каждый считает нужным уделять время анализу того, что и почему он чувствует, а равно тому, что чувствуют коллеги и почему они реагируют так, а не иначе. Проще говоря, эмоциональный интеллект позволяет разобраться и в себе, и в окружающих.
Регулярно задавайте себе вопросы: «Что я сейчас чувствую?» и «Почему я это чувствую?». Анализируйте конфликтные ситуации, чтобы понять, как можно было бы поступить иначе. Эмоции, какие бы они ни были, это нормально. Плохо, когда их проявление выходит за рамки, особенно на работе.
Чтобы соблюдать work-life баланс, чётко разделяйте работу и личную жизнь, если это возможно. Установите чёткие границы, например, не проверяйте рабочую почту и чаты после окончания трудового дня. Учитесь говорить «нет» переработкам и несвойственным задачам. Также важно иметь в жизни «третье место», где можно укрыться от рутины, как от рабочей, так и от домашней. Хобби или занятия спортом позволят избежать замкнутого круга «работа-дом».
В конечном итоге развитые навыки самосовершенствования помогут добиться больших и маленьких успехов, чем бы вы ни занимались. А учитывая тенденцию нашего времени, где стабильность ушла в прошлое, а вокруг царит хаос и неопределённость, на первый план выходит человек и его способность владеть собой.
---
Надеемся материал был вам полезен! Ваша работа мечты уже ждет на сайте Raberu.ru. Регистрируйтесь и оставляйте резюме, чтобы занять свое место с идеальными условиями!